Главная » Статьи » Мои статьи |
Имя существительное Словоизменение 1. «Один — много». (Образование именительного падежа множественного числа.) Взрослый называет один предмет, а ребёнок — много: рука — руки; окно, колесо, гнездо, ведро, озеро, дерево, перо, лист, стул, крыло. 2. «Кто вышел?» (Единственное и множественное число, именительный падеж.) Из берлоги вышел... медведь; из норы вылезла... лиса, выбежали... мышки; из дупла выглянула... белка и др. 3. «Почтальон». (Винительный падеж, единственное и множественное число.) Что он приносит? — Письмо, письма; телеграмму, телеграммы; конверт, конверты; газету, газеты; открытку, открытки. 4. «Что спрятали?» (Винительный падеж.) Со стола убирают одну-две игрушки или картинки. — Что спрятали? 5. «Что покажу? (Винительный падеж.) Вы показали цветы, лампу, дерево. 6. «Кто что любит?» (Именительный и винительный падежи.) На столе картинки: корова, белка, медведь, трава, мёд, орехи. — Корова возьмёт траву, медведь — мёд, белка — орехи. 7. «Что ты надеваешь?» (Винительный падеж.) — Я надеваю брюки, рубашку, свитер. (Можно рассказать об одежде, предназначенной для разного времени года: «Что ты надеваешь летом? зимой? весной? осенью?») 8. «Кому — что?» (Дательный падеж.) Косточку — собаке, зерно — курице, овёс — лошадям. 9. «Что нужно кукле?» (Именительный и дательный падежи.) Устраивается игра в чаепитие: кукле Маше - конфета, Тане - печенье. 10. «Кому что принадлежит?» (Дательный падеж.) Ножницы — портнихе, кисть и краски — художнику, градусник — медсестре, больному... 11. «У кого детёныши?» (Родительный падеж.) Утята — у утки, ягнята — у овцы, жеребёнок — у лошади... 12. «Кого нет?» (Родительный падеж, единственное и множественное число.) Телята — нет телят, щенята — нет щенят, поросёнок — нет поросёнка. 13. «Много — чего?» (Родительный падеж, множественное число.) Яблоко — много яблок, груша — много груш; много игрушек, деревьев, стульев, крыльев, карандашей, людей, окон, гнёзд, колёс, вёдер... 14. «Чем это делают?» (Творительный падеж.) Пишут ручкой, рубят топором, пилят пилой, режут ножом... 15. «Кто с кем?» (Именительный и творительный падежи.) Львица с львятами, свинья с поросятами, корова с телёнком... 16. «Кто чем питается? (Творительный падеж.) Корова — травой, телята — молоком, курица — зерном... 17. «Кто чем защищается?» (Творительный падеж.) Корова — рогами, лось — передними ногами, заяц — быстрым бегом... 18. «На чём?» (Предложный падеж.) Обезьяны живут на деревьях, дети в садике сидят на стульях, снег лежит на земле, на крышах, на скамейках... 19. «В чём, на чём?» (Предложный падеж.) Определение места по демонстрации действия с предметом: платочек — в руке, в кармане, на столе... 20. «Небо, звезда, месяц». (Женский, мужской и средний род.) Разложить картинки на три стопки к вышеназванным словам (рисункам), добавляя: моя, мой, моё. 21. «Синее пальто». (Несклоняемые слова.) У девочки было коричневое пальто. Она мечтала о синем пальто. Мама пошла с дочкой за синим пальто в магазин. Они подошли к синему пальто. Девочка обрадовалась синему пальто. 22. «Музыкант». (Несклоняемые слова.) Коля учится играть на пианино. У него дома нет пианино. Без пианино трудно учиться... 23. «Что обозначает?» (Многозначность слова.) Шляпка: головной убор, у гриба, у гвоздя. (Коса, ручка, ножка...) Словообразование 1. «Назови ласково». Кот — котик, чашка — чашечка, кольцо — колечко; стул, окно, дерево, платье, колесо, гнездо, часы, дно, ведро... 2. «Назови большой предмет». Усы — усищи, кот — котище, рыба — рыбища. 3. «Придумай кличку». Рыжая корова — Рыжуха, рыжий котёнок — Рыжик, лохматая собачка — Лохматка. 4. «Закончи слово». (Образование однокоренных слов по назначению.) Сахар в сахар... нице, суп в суп... нице, горчица в горчич... нице... 5. «Кто это делает?» (Образование однокоренных слов по роду деятельности.) Детей учит учитель, дома строят строители, часы чинит часовщик, носит вещи на вокзале — носильщик... 6. «Раздели слово на два». (Сложные — двухкоренные слова.) Что делает ледокол? — Лёд колет. Самолёт — сам летает. Вездеход — везде ходит, по любой местности... Имя прилагательное Словоизменение 1. «Определи цвет». (Согласование с существительным в роде, числе и падеже.) Помидор — красный, огурцы — зелёные, тыква — жёлтая, платье — синее. 2. «Определи размер». Обучающий показывает детям три картинки, на которых нарисованы куклы разного размера и в платьях разного цвета. Надо расставить их по порядку. Большая кукла — в красном платье, средняя кукла — в синем платье, маленькая... (Можно работать с кубиками, машинками и другими предметами.) 3. «Назови правильно». Обучающий называет картинки — все одинакового цвета, а дети — цвет: платье — синее, флажок — красный, трава — зелёная, лист — ... 4. «Кто это и какой?» Это волк, он злой. Это лиса. Она пушистая, маленькая, хитрая. 5. «Что это и какое оно?» Это яблоко — круглое, красное, вкусное. Это песок — жёлтый, рассыпчатый, сухой. Это окно — большое, чистое, застеклённое. 6. «Отбери, не ошибись». Ребёнок раскладывает картинки на три стопки, называя рисунок и его цвет: голубой флажок, красный шар, белый конверт, синий пояс; синяя беседка, красная грелка, белая бумага, голубая тетрадь; синее одеяло, красное платье, белое облако, голубое небо. 7. «Полный ответ». Работая по сюжетной картинке, дети дают полные ответы, используют прилагательные в сочетании с существительными в разных падежах. На письменном столе лежат книги. Возле письменного стола стоит мягкий стул... 8. «Уточним». (Работа с синонимами.) После прочтения рассказа обучающий спрашивает, как ещё можно назвать смелого мальчика. Отважный, храбрый, бесстрашный. Словообразование 1. «Назови ласково». Белый — беленький, хороший — хорошенький. 2. «Какой материал?» Змей сделан из бумаги — бумажный змей, стакан из стекла — стеклянный стакан, шкаф из дерева — деревянный шкаф; из пластмассы, картона, железа, чугуна и др. 3. «Чья эта часть?» У лисы хвост — (чей?) лисий хвост (какой?) пушистый, большой, рыжий. У слона хобот — слоновий хобот длинный, гибкий, подвижный. У овечки шерсть — овечья шерсть густая, пушистая, кудрявая, белая. 4. «Какой?» (Образование причастий по образцу.) Мальчик играет — играющий мальчик; листья шуршат — шуршащие листья. 5. «Сравни». (Образование сравнительной степени прилагательных.) Торт вкусный, но бывает ещё вкуснее, сладкий — слаще, хороший — лучше, плохой — хуже; высокий, низкий, длинный, короткий, толстый, тонкий, мягкий, жёсткий, горячий, холодный и др. Глагол 1. «Выбери правильно». Среди нескольких сказанных предложений ребёнок отмечает одно с заданным словом. Образец: Ребёнок катается; купается; качается; касается; копается. 2. «Кто что делает?» (Настоящее время, множественное число.) Врачи — лечат людей, машинисты — водят поезда, портнихи — шьют... 3. «Нужные инструменты». (Настоящее время.) Образец: иголка — иголкой шьют, утюг — утюгом гладят. 4. «Измени слово». (Настоящее время, единственное и множественное число.) Обучающий произносит глагол в неопределённой форме и показывает рисунок, на котором изображён один или несколько малышей, а дети, соответственно, отвечают. Образец: рисовать — рисует или рисуют (зависит от картинки); бежать, носить, читать... 5. «Я и мы». (Настоящее время, первое лицо, единственное и множественное число.) Образец: писать — пишу, пишем. Бежать, косить, носить, водить, укусить, сказать, связать, лизать, бродить, катить, повесить... (Слова с чередующимися согласными в корне.) 6. «Добавь правильно». (Изменение глагола настоящего времени по лицам и числам.) Образец: сидеть, я — сижу, ты — сидишь, он — сидит, мы — сидим, вы — сидите, они — сидят. 7. «Что делает?» Обучающий предлагает детям подобрать глаголы в настоящем времени. Что делает ветер? — Сильно дует, поднимает пыль, распахивает окна, ворота, нагоняет волны, срывает листья с деревьев... Травка — растёт, зеленеет, распускается, цветёт, желтеет... (солнце, цветок, любое животное, человек и т. д.). 8. «Что видел?» (Прошедшее время.) Называние действий после их демонстрации: один ребёнок производит действия, другие дети запоминают, потом рассказывают в том же порядке. Образец: Коля подошёл к столу, взял машинку, поставил её на полку; там взял зелёный и красный кубики, первый поставил на столик, второй оставил себе. 9. «Как появились гости?» (Прошедшее время, согласование с существительным.) К нам в гости дедушка пришёл, птичка прилетела, зайчик прибежал, уж приполз, кузнечик припрыгал, медведь прикосолапил... 10. «Вчера — сейчас». (Прошедшее и настоящее время.) Вчера я ходила в парк, каталась на карусели... Сейчас я играю с куклой, одеваю её, пою чаем... 11. «Что делает — сделал?» (Совершенный и несовершенный вид.) Саша ловит Толю. — Саша поймал Толю. Рубит— нарубил, пилит— спилил, рисует — нарисовал, читает — прочитал и др. 12. «Сегодня — завтра». (Настоящее или прошедшее время — будущее время.) Сегодня я пишу (написала) письмо. — Завтра буду писать (напишу) письмо. Читал — буду читать, попрыгала — попрыгаю. 13. «Добавь слово». (Прошедшее время, согласование в роде, числе.) Обучаюший выбирает какой-нибудь глагол, например лежать, затем называет предметы мужского, среднего, женского рода, а дети отвечают на вопрос: «Что делал предмет?» Ручка — лежала, карандаш — лежал, одеяло — лежало, тетрадь — лежала, платье — ... 14. «Прикажи». (Повелительное наклонение.) Сидеть — сядь, стоять — встань, лежать — ляг, взять — возьми, класть — положи, брать — бери. 15. «Прикажи и объясни». (Повелительное наклонение и настоящее время.) Бежать — беги! Он бежит. Сказать — 16. «Подбери слово и прикажи». (Повелительное наклонение.) Обучающий называет предмет, а ребёнок подбирает соответствующее действие в повелительном наклонении: топор — руби; пила — пили. 17. «Прикажи наоборот». Иди — стой, сядь — встань, повесь — сними, возьми — положи, надень платье — сними, одень ребёнка — раздень, застегни — расстегни, завяжи — развяжи... 18. «Приказ одному — всем». (Единственное и множественное число, повелительное наклонение.) Образец: говорить — говори, говорите! 19. «Кто что хочет?» (Формы глагола хотеть.) Я хочу учиться. Ты — хочешь... (он, мы, вы, они). 20. «Что надо делать?» (Неопределенная форма глагола.) Играет — надо играть, гуляет — надо гулять. Имя числительное 1. «Постучи столько же раз». Один ребёнок хлопает в ладоши или произносит слова, другой стучит столько раз, сколько услышал хлопков или слов. 2. «Покажи». Обучающий показывает детям два рисунка: на одном — два предмета, на другом — три. Ребята должны определить, где предметов больше. 3. «Посчитай!» (Согласование с существительным.) Одна палочка, две—четыре палочки, пять— десять палочек. (Деревья, карандаши, яблоки и др.) 4. «Продолжи счёт». (Согласование с существительным.) Три куклы — четыре куклы, пять кукол... 5. «Кому сколько?» (Согласование с существительным в разных падежах.) Двум детям — две груши, пять груш — пяти детям... 6. «Бери по одному предмету». (Согласование с существительным.) На столе — предметы разного рода или картинки. Я беру один карандаш, одну ручку, одно письмо... 7. «Бери по два». (Согласование с существительным.) Два кубика, но две палочки. 8. «Сколько?» (Согласование слов один, два с существительным.) Детям показывают один-два предмета, они должны дать ответ из двух слов: одно письмо, два конверта, две тетради, один стакан и т. д. 9. «Посчитаем детёнышей». Ребята считают по картинкам или в воображаемых стадах: один поросёнок, но шесть поросят и т. д. 10. «Посчитай по порядку». (Согласование порядкового числительного с существительным.) Предлагаются ряды одинаковых предметов или картинок: первый кубик, второй...; первое письмо, второе... и т. д. При отсутствии одинаковых предметов используются обобщающие слова: игрушка, картинка, предмет... 11. «Что на этом месте?» (Согласование с существительным в разных падежах.) — Что на третьем месте? — На третьем месте красное платье. (Все игрушки или картинки лежат или стоят в ряд.) 12. «На каком месте?» На каком месте клетчатая рубашка (синее платье, белый платок)? — Клетчатая рубашка на шестом месте. (Тема «Одежда».) 13. «Назови смежные числа». (Согласование с существительным.) Пять книг — четыре книги и шесть книг. Местоимение 1. «Я — мы». (Согласование с глаголом.) Слово читать: я — читаю, мы — читаем; сидеть: я — сижу, мы — сидим. Затем дети называют местоимения сами: пишу — я, играем — мы... 2. «Ты — вы». Вязать — ты... вяжешь, вы... вяжете; вяжешь — ты, вяжете — вы. Напомнить детям, что слово вы обозначает не только обращение ко многим людям, но и к одному человеку в вежливой форме (к более старшему по возрасту или к незнакомому и др.). 3. «Он — они». Рисует — он, рисуют — они. 4. «Это кому?» (Изменение личных местоимений по лицам.) Распределяются игрушки или настоящие предметы (фрукты, конфеты): это — мне, это — тебе, это — ему; затем дети встают по двое: это — вам, это — им, это — нам. 5. «У кого игрушка?» У меня машинка, у тебя кукла, а у него что? (Третий ребёнок сидит в сторонке.) 6. «Встанем по двое». У нас альбом, у вас краски, а у них что? 7. «Чьи это вещи?» (Согласование с существительным.) Называя игрушки или картинки, ребёнок добавляет слова: мой, моя, моё; твой, твоя, твоё; наш, наша, наше; ваш, ваша, ваше. 8. «Замени слово». Образец: Мама пришла домой. Мама принесла фрукты. — Как сказать иначе, не повторяя слова мама? — Она принесла фрукты. .Я построила домик, он деревянный. Я искупала куклу, она пластмассовая. Боря получил письмо, оно от: его брата... Наречие 1. «Когда это делаем?» (Обозначение временных признаков действия.) Просыпаемся — утром; работаем, играем — днём; спим — ночью; завтракаем — утром; обедаем — днём; ужинаем — вечером; спим — ночью. 2. «Когда это бывает?» Образец: Листья опадают — осенью, загораем на пляже — летом, катаемся на санках — зимой. Собираем урожай, занимаемся посадкой овощей на огороде. Катаемся на лодке, на коньках, на лыжах. 3. «Вчера — сегодня — завтра». Пишет — сегодня, писал (написал) — вчера, напишет (будет писать) — завтра. Работать, выполнять, вязать, шить, помогать... 4. «Сравни как?» (Обозначение образа действия.) Ребята сравнивают два предмета по образу действия, например самолёт и птицу. — Как они летают? — Высоко, низко; быстро, медленно. — Кто выше (ниже)? Кто быстрее? Птица и насекомое, машина и человек, кошка и черепаха, лошадь и ослик и др. 5. «Скажи наоборот». Холодно — жарко, твёрдо — мягко, грязно — чисто, хорошо — плохо... 6. «Измени слово». отвечу на вопрос «Какой предмет?», а вы — на вопрос «Как?» Образец: Карандаш (какой?) хороший, он пишет (как?) хорошо; удивительный, замечательный, прекрасный. 7. «Где „сосед"?» (Обозначение пространственных признаков действия.) На столе расставлены игрушки. — Где стоит утёнок по отношению к машинке? — Впереди, сзади, справа, слева. — Где стоит стул по отношению к столу? (И другие предметы мебели.) 8. «Куда движется?» (Цель та же, с указанием направления.) Один человек ходит по комнате, ребёнок объясняет направление его движения: пошёл вперёд, повернул направо, теперь — налево, вернулся назад и т. д. 9. «Слушай и выполняй». Сначала взрослый, а затем сам ребёнок отдаёт приказы и выполняет действия: руки вверх, в стороны, вниз, вперёд, назад. 10. «Поставь на место». (Определение места действия.) Задание: на столе машинка, нужно указать кубиком или другим предметом место впереди машинки, сзади, справа, слева, сверху, снизу, далеко, близко, высоко, низко. 11. «Найди флажок». (Определение места с указанием направления.) Обучающий прячет флажок или любой другой предмет; ребёнок начинает его искать, выполняя команды: «иди вперёд, поверни налево, ещё вперёд, посмотри на полку внизу, под третьей сверху книгой найдёшь то, что ищешь». 12. «Что возьмёшь?» Ребёнок в центре комнаты, с четырёх сторон от него стоят четыре одинаковые коробки с игрушками. Обучающий говорит: «прямо пойдёшь — мяч найдёшь, налево повернёшь — машинку найдёшь, направо — куклу возьмёшь, вернёшься назад — книжку увидишь. Возьми куклу». 13. «Поработай язычком». Язык поднять вверх, опустить вниз, повернуть направо (к щеке), налево, высунуть вперёд, убрать назад. 14. «Сравни и объясни». (Сравнительная степень наречий.) Дети прыгают через прыгалку. Кто из них прыгает выше (ниже) ? Если бегут, то кто быстрее (медленнее); громче— тише, лучше— хуже, чище— грязнее, дальше — ближе, шире — уже, теплее — холоднее.
| |
Просмотров: 742 | |
Всего комментариев: 0 | |