КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА РАЗНЫЕ ГРУППЫ ЗВУКОВ
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звуков С, Сь, З, Зь, Ц
«Закрытые ворота» - язык с трудом просовывается между зубами (массаж языка), «покусываем» язычок (произносим та-та-та);
«Накажем непослушный язычок» - язык положить на нижнюю губу и похлопать его губами, чтобы он стал широким (произносить пя-пя-пя);
«Лопатка» - положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счёт до 5 – 10;
«Вкусное варенье» - погладить нижнюю губу слева направо и наоборот;
«Почистим зубки» - языком погладить нижние зубы изнутри слева направо и наоборот;
«Лошадка» - петь иии с открытым ртом; язык становится распластанным; уметь удержать его в этой позиции;
«Ёжик» - подуть на нижнюю губу ффф, затем вместо губы дуть на всунутый язык;
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звуков Ш, Ж, Ч, Щ
«Лопатка» - положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счёт до 5 – 10;
« Маятник» - погладить языком верхнюю губу из стороны в сторону;
«Между воротами» - завести язык между верхней губой и зубами, погладить зубы с внешней стороны;
«Почистим зубки» - языком погладить верхние зуб изнутри слева направо и наоборот;
«Дятел» - постучать за верхними зубами по альвеолам ттт, рот открыт «на палец»;
«Вкусное варенье» - обнять широким языком верхнюю губу;
«Чашечка» - показать широкий язык и сделать «чашечку», т. е. поднять Бокове края и кончик языка;
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звуков Л, Ль
«Жало» - показать узкий язык;
«Жало» - «Лопатка» - показать язык то узкий, то широкий;
«Качели» - язык касается попеременно то верхней, то нижней губы;
«Застрял в воротах» - язык между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
«Круги» - круговыми движениями языка погладить губы то в одну сторону, то в другую, рот открыт, нижней губой не помогать;
«Часики» - конец языка поворачивается в углы губ;
«Во рту конфетка» - язык изнутри упирается в щёки (покажи большую конфетку);
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звуков, Р, Рь
«Лопатка» - положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счёт до 5 – 10;
«Моторчик» - широкий конец языка стучит за верхними зубами ддд, рот открыт, нижняя челюсть неподвижна;
«Лошадка» - щёлкать языком, растягивая подъязычную связку;
«Болтушка» - быстрое касание верхней губы концом языка сопровождается звуком, похожим на бл-бл-бл;
«Ветер сверху» - поднять за верхние зубы широкий язык и подуть на него, имитируя звук, похожий на ззз…, рот открыт, губы в улыбке, главное – сильная струя воздуха;
«Грибок» - притянуть (присосать) язык к нёбу, растягивая подъязычную связку, и удерживать в такой позиции на счёт до десяти, затем отпустить, щёлкнув им; губы - в улыбке;
Памятка для родителей
Вставка в индивидуальные тетради детей
|